Эволюционизм Социальный
- одна из главенствующих, наряду с соц. дарвинизмом, идей соц. мысли второй половины XIX в. Соц. Э. представлял собой попытки глобального осмысления истории, процесса  как части общего бесконечно разнообразного и активного процесса эволюции космоса, планетной системы, Земли, животного мира, культуры. Эволюция  при этом понималась как имманентный самодвижущийся прогрессивный процесс развития (в противоположность, напр., диффузионизму,  находящему источник развития об-ва вовне) в направлении от простого к сложному, от гомогенного к гетерогенному и т. п. Идеи соц. Э. складывались самостоятельно, следуя логике развития соц. философии (см. Т. Гоббс, Ж. Ж. Руссо, Традиционалисты) . Этот процесс проходил параллельно аналогич. процессу в биологии. Неслучайно поэтому появление универсальных эволюционных принципов развития Г. Спенсера за несколько лет до эволюционных принципов развития биологич. видов Ч.Дарвина (1859 г.). Англ. и франц. Буржуазные революции XVII-XVIII вв. послужили реальной исторической основой размышлений о переходе об-ва от традиционного к современному, от “старого порядка” к новому об-ву; явились обоснованием  деления истории человеческого об-ва на две глобальные стадии – традиционную и современную, индустриальную. В рамках этой Дихотомии создавались фактически все бурж. концепции соц. развития как XIX, так и XX вв.: военное и промышленное об-во (Г. Спенсер), община  и об-во (Ф. Теннис), статусное и контрактное об-во (Г. Мэн), механич. и органич. солидарность  (Э. Дюркгейм), нар. и городское об-во (Р. Редфидд) и др. Соц. эволюция, по Спенсеру, составляет часть универсальной эволюции. Она состоит в усложнении форм обществ. жизни, их дифференциации и объединении на новом уровне организации. Спенсер представлял соц. эволюцию не как единый процесс, но как множество дивергентных, относительно автономных процессов, включая нек-рые процессы регрессивного упрощения соц. организации (что в большей степени соответствует представлениям второй почины XX в.). Последователи же Спенсера и многочисленые биологоэволюц. школы в социологии, осоенно расцветшие в 60-70-е гг. XIX в. после побед дарвинизма, сбивались на однолинейную трактовку эволюции. Основным прообразом понятия системы в ту эпоху было понятие  организма и преобладающей формой мышления – органицизм  (см.). В крайних формах  органицизма развитие  об-ва уподоблялось развитию биологич. организма – онтогенез повторяет филогенез: стадии общечеловеч. истории в главных чертах воспроизводятся индивидуальной историей молодых народов в новых условиях. В среде историков, этнографов того времени стало общепринятым отождествление “сложного”, “более дифференцированного”, “развитого”, “высшего” с хронологически позднейшими этапами развития. В это же время  установилась европоцентристская схема  однолинейного развития человеч. цивилизации. Значительный вклад в научн. представления Э. внес Дюркгейм. Если Спенсер рассматривал разделение труда  (см.) как частное проявление  общего эволюционного процесса дифференциации, то у Дюркгейма рост разделения труда  является причиной и следствием растущей сложности об-ва. Ближайшим предшественником Дюркгейма в описании обществ. прогресса  через возрастающую специализацию функций и соответствующую ей тенденцию к усовершенствованию орудий труда был О. Конт, к-рый представлял профессиональную специализацию и рост компетенции ведущим принципом организации об-ва. По Дюркгейму, на одном полюсе соц. эволюции находятся простые об-ва с неразвитым разделением труда и сегментарной структурой, состоящей из однородных и подобных друг другу сегментов; на другом – высокосложные об-ва, являющиеся системой различн. органов, из к-рых каждый играет специальную роль  и к-рые сами состоят из дифференцированных частей. Эволюционная цепочка выглядит у Дюркгейма так: в сегментарном об-ве растет население;  это увеличивает “моральную плотность”, многократно умножает обществ. отношения, в к-рые включен каждый человек,  и, следовательно, усиливается конкуренция;  отсюда возникает угроза для сплоченности об-ва; разделение труда призвано устранить эту угрозу, т. к. оно сопровождается многообразной дифференциацией (функциональной, групповой, ранговой и т. д.) и требует взаимозависимости специализированных индивидов и групп. Здесь разделению труда приписываются функции создания новой моральной основы обществ. жизни после упадка простой механич. солидарности. Сегментарной структуре соответствует механич. солидарность, связующая людей в группы сходной практикой, верованиями и преобладанием  принуждения в средствах контроля социального (см.). Более сложная форма соц. организации – органич. солидарность (см. Солидарность механическая и органическая)  характеризуется ростом значения договорного права.  Своей схемой Дюркгейм наметил типичную для современной социологии и теории организации линию рассуждений о соотношении специализации с др. процессами и с общим направлением обществ. развития. Лит:. Дарвин Ч. Происхождение  человека и половой отбор. Соч. Т. 5. М.-Л., 1953; Тайл