прос – основан на устном или письменном обращении к исследованию совокупности людей с вопросами, содержание которых представляют проблему исследования
Виды:
а) устный (интервью):
-формализованный
-неформализованный
-полуформализованный
б) письменный (анкетирование)
По способу организации:
- групповые
- индивидуальные
По способу общения:
-лицом к лицу
-телефонный
-почтовый. Важное преимущество почтового опроса - простота организации.
-прессовый
Опросы бывают:
-экспертный – оценка ситуации знающими людьми
-тестирование
-социометрия - это один из социально-психологических методов, разработанных профессиональным врачем-психиатром Якобом Леви Морено (США) для оценки межличностных эмоциональных связей в группе (1934 г.). По результатам социометрического обследования коллектива можно выделить неформальных лидеров, составить рейтинг сотрудников, определить тех, кто оказался в социальной изоляции.
1. Анкетирование – метод опроса, при  котором  респондент самостоятельно заполняет опросник (анкету), т. е. общение между исследователем и респондентом, являющимся источником необходимой информации опосредуется анкетой. Анкетирование подразделяется на групповое и индивидуальное. Анкета, как правило, анонимная (за редким исключением: например, при проведении прикладных исследований на предприятиях, когда важно выяснить личное мнение каждого работника, анкета может содержать сведения о фамилии и имени респондента, разумеется, с его личного согласия и при условии, что эта информация не будет использована против него), заполняется респондентом самостоятельно.
Почтовый опрос – вид анкетного опроса, при котором анкеты высылаются  респонденту по почте (по домашним или рабочим адресам) с просьбой вернуть заполненные анкеты исследователю и собираются таким же образом.
Получили распространение прессовый и Интернет-опросы, как способ изучения аудитории различных источников информации.
Анкета содержит вопросы, различающиеся по типу и назначению. По степени стандартизации ответов принято различать вопросы
• открытые (без вариантов ответа),
•         закрытые (с вариантами ответов),
•         полузакрытые (есть варианты ответов и возможность для самостоятельного ответа респондента).
Закрытые вопросы удобнее как для респондентов (им «не надо долго думать, чтобы сформулировать ответ»), так и для исследователей («проще обрабатывать результаты опроса: возможные варианты ответов заранее кодируются и заносятся в компьютер»). Однако при проведении пилотажного исследования целесообразнее использовать открытые вопросы, чтобы узнать разброс мнений и при составлении анкеты для более масштабного опроса (где будут использованы в основном закрытые вопросы) принять их во внимание.
Помимо названной типологии различают вопросы по их функциональному назначению в анкете:
•         вопросы-фильтры позволяют отделить часть респондентов по определенному признаку (например, вопрос «Служили ли Вы в армии?» отсеет часть респондентов: те, кто не служил, не смогут отвечать на нижеследующие вопросы о службе в армии),
•         контрольные вопросы – для проверки стабильности и непротиворечивости ответов (например, имеется вопрос «Часто ли Вы бываете в театре?», а через несколько вопросов - контрольный вопрос «Назовите последний спектакль, который Вы смотрели в театре». Если респондент ответил, что он «еженедельно бывает в театре» и в то же время не может назвать последний спектакль, значит, он лукавит).
•         опрос,
•         наводящие (помогают респонденту точнее понять смысл основного вопроса).
Вопросы в анкете связаны друг с другом определенным образом. Еще до проведения опроса социолог имеет представление о том, какие группы вопросов будут коррелировать друг с другом (взаимозависимы друг от друга, подробнее вопрос рассматривается в специальной литературе по прикладной социологии) и позволят выйти на какие-либо связи и закономерности.
Анкетирование, как разновидность опроса, имеет ряд преимуществ: за короткое время можно узнать мнение большого количества людей, затраты при этом будут менее значительными, чем, например, при проведении интервьюирования. В то же время анкетирование не лишено недостатков: респонденты при ответе на вопросы анкеты могут отвечать неискренне, лукавить, вопросы могут быть неверно поняты. Поэтому при проведении пробных (пилотажных) исследований социологи обычно используют интервьюирование, которое позволяет не просто зафиксировать ответы респондентов, но и их реакцию на сами вопросы, что само по себе очень ценно при отработке инструментария исследования.