Макс Вебер (1864-1920)- выдающийся немецкий социо-лог, экономист, историк, создатель <понимающей> социологии и теории социального действия. Свои научные взгляды Вебер из-ложил в работах <Протестантская этика и дух капитализма>, <Основные социологические понятия>, <О некоторых категориях понимающей социологии>, <Хозяйственная этика мировых религий> и др.
Свою социологию Вебер называл <понимающей>, поскольку она призвана раскрыть смысл поведения людей, <понять> <причинно объяснить> их социальные действия. Именно социальное действие индивида Вебер выводил в качестве предмета социологии. Только на основе анализа социальных действий индивидов, подчеркивал он, могут быть глубоко осмыслены такие сложные понятия, как <общество>, <государство>, <народ> и др
Разрабатывая теорию социального действия, Вебер использовал введенное им понятие <идеальный тип>, ставшее центральным в его методологии. <Идеальный тип> - это мыслительная логическая конструкция, с помощью которой исследователь дол жен изучать явления (через определение степени отклонена этих явлений от данного <идеального типа>).
Вебер выделил четыре <идеальных типа> социального действия: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционое и аффективное:
целерациональное действие - действие, предполагающее ясное осознание цели, соотнесенной с рационально осмысленными средствами ее достижения. Целерационально действует тот индивид, отмечал Вебер, чье поведение ориентировано на цель, средства и учитывает возможные побочные результаты. качестве типичного примера такого действия может служит экономическое поведение предпринимателя.
ценностно-рациональное действие - действие, ориентированное на определенные ценности (нравственные, религиозные, эстетические и др.), принятые индивидом. Как отмечал Вебер, ценностно-рационально действует тот индивид, кто, в считаясь с возможными последствиями, поступает в соответствии со своими убеждениями и выполняет то, что требует от него долг, достоинство, религиозные предписания и т.д.
традиционное действие- действие, формируемое на основе подражания тем или иным социальным образцам поведения, закрепленным в культурной традиции и не подлежащим критической оценке. Традиционное действие диктуется привычками, обычаями, верованиями. Значимость этого типа действия определяется тем, что к нему относится большая часть повседневного поведения людей, в котором важную роль играют привычки.
аффективное действие - действие, которое обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Главное в таком действии - стремление к немедленному удовлетворению страсти, жажды мести, влечения и т.д. Такое действие находится <на гра-нице> осмысленного человеческого поведения.
Вебер считал, что по степени распространения того или ино-го типа социального действия можно судить о характере и уров-не развития всего общества. Так, он отмечал, что в архаичных, примитивных обществах преобладают аффективные и традици-онные действия, а в индустриальных, высокоорганизованных обществах - ценностно-рациональные и особенно целерациональные действия.
Весь исторический процесс представлялся Веберу как расту-щая рационализация всех сторон общественной жизни. В его трактовке - это результат воздействия нескольких феноменов, несших в себе рациональное начало, а именно - античной на-уки, особенно математики, дополненной в эпоху Возрождения экспериментом и техникой; рационального римского права, по-лучившего на европейской почве свое дальнейшее развитие; ра-ционального способа ведения хозяйства, возникшего благодаря отделению рабочей силы от средств производства.
Наиболее последовательное воплощение принцип рацио-нальности, по Веберу, находит в правовом государстве, функци-онирование которого основывается на рациональном взаимодей-ствии граждан и строгом соблюдении законности.
Изучение рациональности как ведущей тенденции западно-европейского капитализма стало главной темой веберовской ра-боты <Протестантская этика и дух капитализма>. В ней Вебер показал, что возникновение капитализма в Европе имело не только социально-экономические, но и духовные предпосылки. Особенно важную роль сыграла протестантская религиозная этика, основные принципы которой (трудолюбие, бережливость, честность, расчетливость и т.д.) во многом способствовали раз-витию предпринимательства и <духа капитализма>.
Значителен вклад Вебера в разработку проблем политичес-кой социологии, в частности, типизации политического господ-ства. Опираясь на свою концепцию социального действия, он выделил три типа легитимного (признанного) господства: ле-гальное, традиционное и харизматическое. Первый тип, которо-му соответствует целерациональное действие, предполагает под-чинение закону, а не личности; второй тип, основанный на традиционном действии, обусловлен обычаями, традициями, <привычкой к определенному поведению>; третий тип базируется на вере в необыкновенный дар (харизма- от греческой <божественный дар>) носителя власти и связан с аффективными действиями.
Заслуживает также внимания идея Вебера о плебисцитарной демократии, дающей возможность всенародного избрания политического лидера (президента), который мог бы от имени народа направлять деятельность бюрократического государственного аппарата в интересах народных масс.
Важное место в научном творчестве Вебера занимает социология религии, главную задачу которой он видел в выявлении смысла религиозных действий. Анализ мировых религий привел исследователя к выводу, что существует определенная взаимо-связь между господствующей в обществе религиозной моралью и экономическим поведением, а религиозно-этические установки оказывают влияние на характер и методы хозяйственной деятельности.
Вебер внес крупный вклад в разработку практически вех отраслей социологического знания. Его идеи, методологические принципы, связанные с <пониманием> социального действия, построением <идеальных типов>, сравнительной характеристикой разных систем, оказали большое воздействие на развитие теоретической мысли и стимулировали появление новых направлений в мировой социологии XX в