Для исследования малых групп наряду с традиционными методами применяется метод социометрических измерений.
Социометрия или метод социометрических измерений используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершен-ствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения лю-дей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимо-сти членов конкретных групп. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Джекоб Морено.
Социометрический метод позволяет комплектовать группы, совершенствовать структу-ру группы, усовершенствовать психологическую атмосферу, смягчать конфликты, способст-вует выработке коллективных решений, что в конечном итоге - повышает производитель-ность и эффективность работы группы.
Социометрический метод решает следующие задачи:
- выявление социометрического статуса отдельных членов группы;
- исследование межличностных и межгрупповых неофициальных отношений;
- изучения неформального строения малой социальной группы.
Достоинства метода заключены в его задачах. Главным недостатком является субъ-ективность.
Требования к проведению и процедура социометрического опроса.
1. Социометрический опрос можно проводить в группах, члены которых имеют опыт совместной работы не менее 6 месяцев, т.е. времени необходимого для сработанности групп.
2.Размер исследуемой группы не должен превышать 12-15 человек.
3. Выбранный критерий должен однозначно восприниматься всеми членами группы.
4. Опрос должен проводиться посторонним лицом.
Вопрос, задаваемый с целью выяснения взаимоотношений, называется социометриче-ским критерием. Критерий задает различные ситуации взаимодействия членов группы.
Типы критериев:
а) производственные и непроизводственные
Производственные - используется при исследовании межличностных отношений в производственной, учебной и т.д. деятельности.
Непроизводственный критерий используется при выяснении межличностных отноше-ний, не связанных с производственной деятельностью.
б) коммуникативные и гностические
Коммуникативный – описывает, замеряет реальные отношения в группе. Пример: "Кого бы Вы выбрали старостой группы, руководителем?»
Гностический - отражает представление человека о том, как он оценивает свою роль, позицию в группе, кто, по мнению субъекта, выберет его для совместного решения, дей-ствия и т.п. Пример: "Кто из членов Вашей группы назвал бы Вас в качестве старосты?"
в) положительные и отрицательные:
Положительные - предполагают, ситуацию выделения членов группы, с которыми респондент хотел бы заниматься совместной деятельностью, фиксируют положительное отношение, реакцию.
Отрицательные - фиксируют негативное отношение одного человека к другому.
г) критерий ранжирования. Пример: «Укажите по порядку, с кем бы Вы хотели совме-стно выполнять работу в первую очередь, во 2-ю, в 3-ю?»
Социометрический критерий должен удовлетворять общим требованиям, предъявляе-мым к вопросам социологической анкеты, но есть и свои правила.
Правила выработки критериев:
1. в содержании социометрического критерия должны отражаться взаимоотношения между членами коллектива;
2. в социометрическом критерии должна воспроизводится ситуация выбора;
3. критерий не должен ограничивать возможности выбора;
4. применяемые критерии должны быть значимыми для исследуемой группы;
5. критерий должен описывать конкретную ситуацию, близкую данной группе;
6. критерий должен быть вежливо и корректно сформулирован. Он должен быть конкретным и однозначным;
7. число применяемых критериев зависит от того, насколько давно члены группы знают друг друга, от степени организации взаимоотношений, от опыта общения. Не реко-мендуется свыше семи-восьми критериев.
Обработка и интерпретация результатов.
Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математи-ческой обработки. Простейшими способами количественной обработки являются таблич-ный (социометрическая матрица) и графический (социограмма).
1. Социоматрица - это матрица связей, с помощью которой анализируются внутрикол-лективные отношения. В социоматрицу в форме числовых значений и символов заносится информация, полученная в ходе опроса.
Основное достоинство социоматрицы – возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма – карта социометрических выборов (социометрическая карта), производится расчет социометрических индексов.
2. Социограмма – схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости ("щи-те") с помощью специальных знаков.
Социограммы бывают двух типов:
• групповые
• индивидуальные
Первые изображают картину взаимоотношений в группе в целом, вторые – систему от-ношений, существующих у интересующего исследователя индивида с остальными членами его группы.
Групповые социограммы в свою очередь могут быть представлены в виде:
• конвенциональной социограммы - индивиды, составляющие группу, изобра-жаются в виде кружочков, соединенных между собой стрелками, символизирующими социометрические выборы или отклонения.
• "социограммы-мишени" - представляет собой систему концентрических ок-ружностей, количество которых равно максимальному количеству выборов, получен-ных в группе. Все члены группы располагаются на окружностях в соответствии с ко-личеством полученных выборов. Вся социограмма-мишень делится на секторы по со-циально-демографическим характеристикам группы (пол, возраст и т. п.).
Индивидуальные социограммы применяют для более наглядного представления о положении отдельных лиц в группе, на которых изображают индивида в совокупности всех его связей с другими членами группы.
Для членов группы особое значение имеет не столько число выборов, сколько удовле-творенность своим положением. Его можно рассчитать с помощью коэффициента удовле-творенности (Куд):
Куд = Число взаимных выборов
Число выборов, сделанных данным человеком
Если Куд = 0 при высоком значении социометрического статуса, это свидетельствует о том, что человек вынужден взаимодействовать не с теми, с кем ему хотелось бы.
• В результате проведения социометрии можно оценить место каждого человека в группе и уровень благополучия взаимоотношений в группе в целом.