1. Предметом транспортного права являются общественные отношения между транспортными предприятиями и клиентурой, возникающие в связи с оказанием услуг по использованию транспортных средств для осуществления перевозочного процесса.
2. Законы: а) основные б) федеральные конституционные законы в) ФЗ, принимаемые по предметам ведения РФ и её субъектов г) з-ны, принимаемые з-нодательными органами субъектов РФ
Подзаконные акты: А) общие б) местные в) ведомственные г) внутриорганизационные
нормативно-правовые акты
правовые обычаи(судебные прецеденты)
не каждый гос. правовой акт может быть источником права, а только те, которые содержат нормы поведения и общ. правила.
6. Органы, контролирующие исполнение тр-тного з-нодательства
1. Федеральная аэронавигационная служба
2. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
3. Федеральное агентство воздушного транспорта
4. Федеральное дорожное агентство
5. Федеральное агентство железнодорожного транспорта
6. Федеральное агентство морского и речного транспорта,
11. Перевозчики при перевозках грузов возмещают ущерб..
Перевозчики при перевозках грузов возмещают ущерб в следующих размерах: а) за утрату или недостачу груза - в размере действительной стоимости утраченного или недостающего груза; б) за утрату груза, сданного с объявленной ценностью, - в размере объявленной стоимости груза; в) за порчу и повреждение груза - в сумме, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза - в размере его стоимости. Перевозчики наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, возвращают грузоотправителю (грузополучателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, если эта плата не входит в стоимость груза.
12. Ответственность перевозчиков за просрочку доставки груза.
За просрочку доставки груза (а также вагонов, принадлежащих грузоотправителю, грузополучателю или арендованных ими), железнодорожный перевозчик, по вине которого допущена просрочка, уплачивает пеню в размере 9% платы за перевозку груза за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данного груза (ст. 97 УЖТ). Освободиться от этой ответственности перевозчик может, доказав, что просрочка произошла в связи с невнесением грузоотправителем провозной платы и иных платежей за предыдущие перевозки, устранением угрожающей жизни и здоровью людей неисправности транспортных средств или иных не зависящих от перевозчика обстоятельств
13. Правовое регулирование международных автомобильных перевозок грузов, пассажиров и багажа осуществляются посредством:
Перевозки пассажиров и багажа , грузов автомобильным транспортом в международном сообщении регулируются международными договорами Российской Федерации.
Комментарий ГАРАНТа
О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения см. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ
14. Провозная плата - это
Провозная плата – это вознаграждение, за которое перевозчик реализует свою продукцию (перемещение грузов, пассажиров, багажа). Провозная плата именуется тарифом (на морском транспорте применяется также термин «фрахт»). Определение размера провозной платы ГК поставил в зависимость от воли сторон при заключении договоров перевозки или иных предусмотренных гл. 40 ГК соглашений (например, договора фрахтования, договора об организации перевозки грузов), если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
15. ФЗ «О безопасности дорожного движения» определяет:
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.
Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
16. ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» определяет:
Настоящим Федеральным законом определяется порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности - порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов (далее - экспедиционные услуги).
Условия договора транспортной экспедиции, не предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, определяются сторонами договора транспортной экспедиции (экспедитором и клиентом).
17. Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (ОСАГО) от 25.04.2002 N 40-ФЗ
В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, настоящим Федеральным законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - обязательное страхование).
18. Предметом лизинга могут быть в соответствии со ст. 666 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 3 Федерального Закона «О финансовой аренде (лизинге)» любые непотребляемые вещи, используемые для предпринимательской деятельности, кроме земельных участков, природных объектов и имущества, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый порядок обращения. Получается, что предметом лизинга может быть как движимое имущество, так и недвижимое, в том числе предприятия, имущественные комплексы, здания, сооружения (использование в качестве предмета лизинга недвижимого имущества для подавляющего большинства таких договоров нетипично).
19. Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.
Для водителей, работающих на пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями, продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих на шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем - 7 часов.
7. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям может устанавливаться суммированный учет рабочего времени (как правило, за месяц). На перевозках пассажиров в курортной местности в летне - осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев. Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.
Решение об установлении суммированного учета рабочего времени принимается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии - по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре (контракте) или приложении к нему.
8. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителям может устанавливаться не более 10 часов.
20. При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут. Время перерыва для отдыха и питания необходимо указывать не только в графиках сменности, но и закрепить в Правилах внутреннего трудового распорядка.
21 Термин «перевозка грузов» означает:
Грузоперевозки — это процесс, вследствие которого совершается перемещение в какое-либо место ценных, хрупких, крупногабаритных, да и вообще, любых объектов с помощью какого-нибудь транспорта. В кругу перевозчиков, а также и заказчиках, под понятием стоимости, как правило, понимается оплата в одну сторону, какой либо перевозки. Так же не стоить связывать понятие - грузоперевозки с арендой спецтехники или ее услугами, это разные сферы деятельности.
22 Основанием для прекращения договора о перевозке грузов является:
Основанием для прекращения договора может служить некачественное оказание услуг перевозки. Получатель имеет право не принимать груз, если в процессе транспортировки тот был поврежден или испорчен настолько, что стал непригодным для использования. Груз может быть не принят и в том случае, если клиент обнаружит недостачу или несоответствие между наименованием представленного груза и того, что было указано в товарно-транспортной накладной.
При отказе получателя принять груз составляется коммерческий акт. В нем фиксируется факт отказа, а также дается подробное описание того, кем и при каких обстоятельствах была обнаружена несохранность груза. Коммерческий акт в дальнейшем послужит основанием для возложения материальной ответственности на перевозчика.
В случае порчи груза, помимо составления коммерческого акта, составляется акт экспертизы. Экспертизу могут инициировать как перевозчик, так и получатель груза. Она должна проводиться в присутствии обеих сторон, чтобы ее данные считались действительными. Расходы по проведению экспертизы несет ее инициатор с последующим возмещением этих расходов виновной стороной.
Если экспертиза установит, что груз может быть восстановлен в своем изначальном качестве, получатель должен будет его принять, а компания-перевозчик должна будет оплатить полную стоимость ремонта.
23 Обстоятельства, освобождающие перевозчика и грузоотправителя от ответственности за невыполнение обязательств включают:
Обстоятельства, освобождающие перевозчика и грузоотправителя от ответственности за невыполнение обязательств по заявкам (заказам) на перевозку грузов, предусмотренные в транспортных уставах и кодексах*(154), различны. По характеру своего проявления в деятельности транспортной организации и грузоотправителя они могут быть разделены на три группы:
1) действие непреодолимой силы и военные действия;
2) прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, установленные в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом;
3) иные случаи, предусмотренные транспортными уставами и кодексами.
24 К условиям ответственности перевозчиков за несохранность перевозимых грузов относятся:
К условиям ответственности перевозчиков за несохранность перевозимых грузов относятся: а) неправомерное поведение (неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства); б) наличие причинной связи между фактом неисполнения обязательства по перевозке и ущербом, когда ответственность выражается в возмещении убытков; в) наличие самих убытков; г) вина перевозчика.
№25 и №26 «Наступление ответственности наступает в случае:» «Ответственность может быть возложена на перевозчика за несохранность груза если:»
Перевозчик несет ответственность за несохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (п. 1 ст. 796 ГК).
28. Транспортное законодательство исключает возможность предъявления претензий и исков к промежуточным организациям-перевозчикам.
Наиболее обоснованной представляется точка зрения В.Т. Смирнова. При определении степени ответственности перевозчиков перед грузовладельцем следует исходить из того, что грузоотправитель находится в договорных отношениях с участвующими в перевозке транспортными предприятиями.
№29 При перевозке груза в прямом смешанном сообщении грузоотправитель:
Накладная составляется на имя определенного грузополучателя и подписывается грузоотправителем. Накладная сопровождает груз на всем пути следования и выдается грузополучателю вместе с грузом. Она является товаросопроводительным документом и письменным доказательством как факта заключения договора перевозки в прямом смешанном сообщении, так и его содержания. Содержание накладной не может быть доказано никакими другими документами, кроме как самой накладной. Поэтому при ненадлежащем исполнении транспортным предприятием своих обязанностей по перевозке грузов в прямом смешанном сообщении грузоотправитель либо грузополучатель вправе предъявить какие либо требования к перевозчику лишь при наличии накладной.
30. При перевозке грузов в прямом смешанном сообщении перевозочные документы
При заключении договора перевозки в прямом смешанном сообщении грузоотправитель и первый перевозчик заключают договор, который удостоверяется накладной. Накладная следует вместе с грузом на всех участках перевозки вне зависимости от того, каким видом транспорта она производится. Транспортная организация, выполнив свой этап перевозки, передает в пунктах перевалки груз перевозчику другого вида транспорта. Передача груза подтверждается передаточным актом. Пунктами перевалки груза может быть не любая железнодорожная станция (автостанция) или порт (аэропорт), а только те из них, которые названы в качестве таковых в опубликованных сборниках правил перевозок и тарифов федеральных органов исполнительной власти в области транспорта соответствующих видов. Кроме того, организации, имеющие право осуществлять перевалки, должны быть письменно уведомлены соответствующим органом.
№31В узловом соглашении содержаться:
В узловых соглашениях применительно к местным условиям, как правило, предусматриваются:
а) порядок совместного сменного и суточного планирования работы пункта перевалки;
б) места передачи грузов;
в) сроки погрузки и выгрузки отдельных вагонов, групп вагонов, маршрутов, автомобилей, судов;
г) порядок подачи, расстановки и уборки железными дорогами груженых и порожних вагонов;
д) фронты погрузки и выгрузки вагонов;
е) в необходимых случаях - расписание подачи железной дорогой в порты (пристани) вагонов под погрузку и под выгрузку, расписание подхода автомобилей, судов;
ж) порядок приема, сдачи и взвешивания грузов, а также порядок и сроки взаимной информации о подходе грузов к пункту перевалки и о прибытии груженых вагонов, судов, автомобилей, о подаче вагонов, их готовности к уборке и т.п.
№32Договор перевозки грузов является:
Договор перевозки грузов - это соглашение между отправителем и перевозчиком по транспортированию груза.
Договор перевозки грузов характеризуют как двусторонний, возмездный и, как правило, реальный, поскольку он считается заключенным после передачи груза перевозчику. Исключение из этого правила составляет лишь договор морской перевозки груза с условием предоставления для перевозки всего судна, части его или определенных судовых помещений. Этот договор принято относить к числу консенсуальных договоров.
Участниками договорных отношений по перевозке грузов являются с одной стороны транспортная организация, с другой - грузоотправитель (предприятие, наделенное, как и транспортное предприятие, правами юридического лица, а также гражданин, сдавший груз от своего имени).
К условиям договора перевозки относят предмет договора, срок, провозную плату, обеспечение сохранности груза, выполнение погрузочно-разгрузочных работ и др.
Предметом договора перевозки грузов является транспортная услуга, которая выражается в перемещении груза из одного населенного пункта в другой, выполнении соответствующих погрузочно-разгрузочных работ, хранении и других условиях.
№33Договор перевозки пассажиров является:
В соответствии со статьёй 786 Гражданского кодекса договор перевозки пассажира включает следующие положения:
1. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.
2. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.
Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.
1. Пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом:
• перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;
• провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм;
• сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.
Договор перевозки пассажиров общественным транспортом носит публичный характер.
№34 Ручная кладь, перевозимая бесплатно в салоне автобуса не должна превышать:
3.1. Бесплатно разрешается перевозить:
3.1.1. ручную кладь, которая должна находиться в салоне автобуса у пассажира. Вес ручной клади не должен превышать 5 кг, а габариты – 60×40×20 см.
3.1.2. три единицы багажа общим весом не более 30 кг, общим объёмом не более 0,2 м³. Объём делится следущим образом:
3.1.2.1. Одна сумка размером 50*50*80 см;
3.1.2.2. Две сумки размером 40*50*50 см;
3.1.2.3. Три сумки размером 20*55*60 см.
3.1.3. Пассажирам-детям: детскую коляску ( только в сложенном виде), при отсутствии другого багажа.
3.1.4. Пассажирам- инвалидам: инвалидную коляску (только в сложенном виде).
№35 Пассажир имеет право в пригородном и городском сообщении:
В случае невозможности осуществить перевозку пассажира и багажа предоставленным транспортным средством в связи с его неисправностью, аварией, другими аналогичными причинами пассажир имеет право воспользоваться выданными билетом, багажной квитанцией, квитанцией на провоз ручной клади в другом транспортном средстве, предоставление которого обязан обеспечить перевозчик.
При проезде в транспортном средстве, осуществляющем регулярные перевозки пассажиров и багажа, пассажир имеет право:
1) перевозить с собой бесплатно в городском и пригородном сообщении детей в возрасте не старше семи лет без предоставления отдельных мест для сидения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи;
2) перевозить с собой бесплатно в междугородном сообщении одного ребенка в возрасте не старше пяти лет без предоставления отдельного места для сидения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В случаях, если в установленном порядке запрещена перевозка в транспортных средствах детей без предоставления им отдельных мест для сидения, пассажир имеет право перевезти с собой двух детей в возрасте не старше двенадцати лет с предоставлением им отдельных мест для сидения за плату, размер которой не может составлять более чем пятьдесят процентов провозной платы.
При проезде в транспортном средстве, осуществляющем регулярные перевозки пассажиров и багажа, пассажир имеет право:
1) перевозить за плату в багажном отделении транспортного средства или в отдельном транспортном средстве багаж в количестве не более двух мест, длина, ширина и высота каждого из которых в сумме не превышают сто восемьдесят сантиметров;
2) провозить с собой бесплатно ручную кладь в количестве не более одного места, длина, ширина и высота которого в сумме не превышают сто двадцать сантиметров, одну пару лыж в чехле, детские санки, детскую коляску.
Пассажир имеет право при сдаче багажа для перевозки объявить его ценность. Прием для перевозки багажа с объявленной ценностью осуществляется в порядке, установленном правилами перевозок пассажиров. С пассажира за перевозку багажа с объявленной ценностью взимается дополнительная плата в размере, установленном перевозчиком.
1. Пассажир имеет право:
1) в случае опоздания к отправлению транспортного средства в течение трех часов или вследствие болезни, несчастного случая в течение трех суток с момента отправления транспортного средства, на которое был приобретен билет, возобновить действие билета на другое транспортное средство при условии доплаты, размер которой составляет двадцать пять процентов стоимости проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади, или получить обратно стоимость проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади за вычетом двадцати пяти процентов их стоимости;
2) в случае возврата билета в кассу не позднее чем за два часа до отправления транспортного средства получить обратно стоимость проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади за вычетом пяти процентов их стоимости или в случае возврата билета позднее этого срока, но до отправления транспортного средства получить обратно стоимость проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади за вычетом пятнадцати процентов их стоимости;
3) в случае невозможности продолжения перевозки пассажира до пункта его назначения по не зависящим от перевозчика причинам получить обратно стоимость проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади пропорционально непроследованному расстоянию;
4) возвратить билет в кассу до отправления транспортного средства и получить обратно полную стоимость проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади в следующих случаях:
а) отмена отправления транспортного средства;
б) задержка отправления транспортного средства более чем на час;
в) предоставление пассажиру места в транспортном средстве с оплатой проезда по более низкой цене, чем в том транспортном средстве, на проезд в котором пассажиру продан билет;
г) непредоставление пассажиру указанного в билете места;
5) в случае согласия на проезд в транспортном средстве с оплатой проезда по более низкой цене получить разницу между оплаченной суммой и причитающейся за проезд, перевозку багажа, провоз ручной клади платой;
6) в случае предоставления транспортного средства с оплатой проезда, перевозки багажа, провоза ручной клади по более высокой цене, чем в транспортном средстве, указанном в расписании, осуществить проезд, перевозку багажа, провоз ручной клади без доплаты.
№36 Документом, подтверждающим заключение договора перевозки является:
Заключение договора перевозки может подтверждаться и другими письменными документами, особенно в случаях их дефектов и утраты. Так, при железнодорожных и внутренних водных перевозках предусматривается составление дорожной ведомости, повторяющей в основном сведения накладной. Кроме того, при этих перевозках отправителю в удостоверении приема груза выдается грузовая квитанция. [1]
Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией. Форма билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. [2]
Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией. [3]
Заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами ( билетами), сдача пассажирами багажа, грузоотправителями грузобагажа - багажными, грузобагажными квитанциями соответственно. [4]
Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется проездным документом ( билетом), а договора перевозки багажа, грузобагажа ( сдача их пассажиром, грузоотправителем) - соответственно багажными, грузобагажными квитанциями. [5]
Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. [6]
37 Претензии могут предъявляться в течение 6 месяцев, а об уплате штрафов и премий — в течение 45 дней. Указанные сроки исчисляются: а) по претензиям, относящимся к случаям полной утраты груза, — по истечении установленного предельного срока, когда груз можно считать утраченным, а при смешанных перевозках — по истечении 4 месяцев со дня приема груза к перевозке;
38. Статья 163. Сроки рассмотрения претензии
1. Для рассмотрения транспортным предприятием предъявленной к нему претензии установлен специальный срок. Статья 797 ГК РФ предусматривает, что иски к перевозчику могут быть предъявлены грузоотправителем либо грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в 30-дневный срок.
Перевозчик или буксировщик обязаны рассмотреть полученную претензию и о результатах уведомить в письменной форме заявителя в течение 30 дней со дня получения претензии.
Уведомление об удовлетворении или отклонении претензии подписывается руководителем транспортного предприятия.
39. Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом не урегулированны уставом авто тр-та